Камчатская область: Каким путем пойдут северные оленеводы и их стада?

Фильтры

Регион

Новости

Камчатская область: Каким путем пойдут северные оленеводы и их стада?

Привлечь кадры и сохранить поголовье. На Камчатке прошло большое совещание по проблемам северного оленеводства.

В числе приглашенных – представители АПК Красноярского края, Амурской и Магаданской областей, Якутии, Чукотки и Ямала. Наш округ как обладатель самого крупного поголовья в мире и внушительного опыта в сфере оленеводства охотно поделился знаниями с коллегами. Но есть проблемы, которые можно решить только сообща.

Добавить престижа работе оленевода, не дать молодежи променять стойбища на цивилизацию городов, уберечь поголовье от набегов диких зверей и от прочих природных опасностей. Вот так можно сформулировать главные идеи этой встречи. Но это если коротко. На самом деле проблемы северного оленеводства, о которых говорят сегодня представители 6 российских регионов, куда шире и глобальнее. «Наша общая проблема это всё-таки сохранение традиционного образа жизни, потому что эту отрасль надо рассматривать, как наши предки рассматривали. То есть олень - первично, всё должно быть для оленя»,- говорит директор МУП СХП «Амгуэма» Анатолий Тынеру.

А потом уже всё, что из оленя можно получить: полезное и экологически чистое мясо, прочные шкуры, рога, панты и кровь – богатейший источник витаминов и микроэлементов. Экономическая прибыль - как итог. Но сначала животных надо вырастить – здоровыми и упитанными. И заниматься этим должны те, для кого оленеводство – исконный промысел.

«Мне довольно интересна практика ЯНАО и Амурской области, мы её будем изучать. Например, кочевая школа. Это одно из тех направлений, которое может повлиять на привлечение молодежи в тундру»,- отметил министр сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края Александр Кучеренко.

Кочевое образование на Ямале активно развивается уже несколько лет. И позволяет маленьким тундровикам, не отрываясь от семьи и привычной жизни, осваивать программу начальных классов. Сегодня такая возможность есть у 80 подрастающих оленеводов, а ещё около сотни тундровых дошколят посещают кочевые детские сады. Участники совещания берут этот опыт на заметку. Но их волнует не только «кадровый» вопрос. Северному оленеводству нужны гарантии. Пока же в федеральном законодательстве прописаны страховые риски, которые связаны лишь с болезнями животных. А в тундре, между прочим, есть ещё и голодные хищники, на пастбищах случаются пожары. Из-за погодных перепадов кормовые угодья могут покрываться льдом и обрастать высоким снежным покровом. Чем это грозит, ямальцам объяснять не надо. В прошлом году по этой причине округ не досчитался как минимум 80 тысяч оленей.

Эту ситуацию прокомментировал первый заместитель директора департамента АПК, торговли и продовольствия ЯНАО Виктор Югай: «Автономный округ принял все меры, из резервного фонда были выделены средства на закупку подкормок, были возмещены потери сельхоз-товаропроизводителей и частных хозяйств оленеводов. Но в настоящее время этот пробел существует».

Осознать, какой урон нанесен поголовью, поможет простое сравнение. Во всём Камчатском крае сегодня едва ли наберется 45 тысяч голов. Ямал потерял вдвое больше. И участники встречи едины во мнении: если от природы не застрахован никто, то на материальную компенсацию потерь оленеводы рассчитывать вправе. Предложение расширить перечень страховых случаев в северном оленеводстве вошло в проект резолюции. После необходимых доработок в регионах ее окончательный вариант будет направлен в министерство сельского хозяйства России.

Источник: vesti-yamal.ru

Также в разделе

Комментарии (0)

Старт активных продаж

Подключайтесь к базе
Подробнее